Search This Blog

May 13, 2014

В ожидании супер-инновации

Много лет назад, я, как и все пользовался какими-то поисковиками. Мой последний был WebCrawler, то есть «ползун по интернету». Это точно отражало его сущность, но нам всем казалось, что так и надо, и иначе быть не должно. Что такое подождать 60 секунд, ведь интернет-то большой? Однажды мой друг Чарльз посоветовал мне попробовать новую штуку под названием Google. Я обычно избегаю пробовать совсем новые вещи, жду, когда другие попробуют. Но он настаивал, ничего, в общем-то, не объясняя. Надо сказать, что Гугл не занимался тогда совсем никакой рекламой – пользователи сами передавали друг другу информацию.

Вот такой должна быть супер-инновация – в образовании, и где угодно. Попробовал раз, и не нужно объяснять преимуществ, не надо никого убеждать. Преимущества очевидны – а именно Гугл работал в десятки раз быстрее, чем все остальные. Второе – эта инновация должна отвечать на реально существующие потребности людей, причем сами они о своей потребности и не догадываются. Третье – эта инновация не требует от них большего труда, а наоборот, экономит усилия или сокращает рутинные работы. В этом критерии беда многих образовательных новинок – они может быть и замечательные, но требуют больше работы, чем без них. И наконец, четвертое – эту инновацию легко использовать, не надо переучиваться. То есть в некотором смысле это не совсем новая инновация – она является продолжением уже существующего, привычного процесса, она, поэтому, легко встраивается в социальный контекст использования.

Вот такую инновацию в образовании мы и должны искать. И такой не было много-много лет. Наверное, одной из последних была меловая доска, в самом начале 19 века. На ней можно было показывать один и тот же текст всему классу, и при этом менять его относительно быстро. До меловой доски надо было или передавать одну книгу, читать ее вслух, или полагаться на повторение хором. После меловой доски – и проектор и интерактивная доска – лишь мелкие улучшения на фоне той супер-инновации. Она была дешевой, надежной, простой в обращении технологией, облегчающей труд учителя и ученика. Изобретение массовой школы в Пруссии ив Америке в первой трети 19 века – это тоже супер-инновация, хотя она абсолютно не изменила технологию учения – просто распространила старую модель на всех детей, с колоссальными для цивилизации последствиями. Наверное, есть какие-то другие примеры супер-инноваций, но вы поняли, о чем речь.

Инноваций в образовании появляется огромное количество. Почему? Очевиден один ответ – образование по-настоящему еще не вкусило плодов компьютерной революции. И, казалось бы, эта сфера, связанная с передачей информации, и должна бы одной из первых использовать информационные технологии. Но этого не произошло, потому что у учения есть одна интересная особенность – его продуктивность во многом зависит от усилий, которые учащийся потратил. То есть простая логика автоматизации не работает. Да, можно скопировать текст за секунду и вставить его в свой фай, вместо того, чтобы писать от руки. Но и образовательный результат будет нулевой. Второй, менее очевидный ответ – массовая школа, возможно, достигла своих внутренних пределов производительности труда школьников. И ни одна из попыток реформирования пока не увенчалась массовым же успехом. По-прежнему, элитная школа намного опережает массовую по производительности детского учения.

То есть задача образовательной супер-инновации совсем не имеет очевидного решения. Это не значит, что такого решения быть не может. Мы знаем много примеров, когда задача, не решаемая в течение тысячелетий, была в какой-то момент успешно решена. Например, изобретение увеличительного стекла привело к открытию мира микробов, и к пониманию причин многих болезней. Увеличительное стекло стало супер-инновацией для медицины.

Мы собираем идеи в Конкурсе Инноваций в Образовании – уже больше 300 заявок. Зачем? А надеемся, вдруг одна из них - потенциальная супер-инновация? Вдруг мы поможем ей состояться? Нет ведь, наверное, ничего более восхитительного, чем присутствовать – и помогать - при рождении чего-то настолько редкого и настолько значимого. А если и не найдем – тогда хотя бы поможем нескольким обыкновенным инновациям пробиться. Ведь они в своей совокупности готовят почву для появления супер-инновации. Ведь кто-то же вначале изобрел WebCrawler, а потом уже двум стэнфордским аспирантам пришла на ум совершенно безумная идея загрузить весь интернет на свой компьютер.

И дело не только в технологиях: иногда чисто организационные или экономические находки ведь могут иметь серьезные последствия, как в случае с массовой школой. И они сами пробиваются в свет с трудом. Нужны какие-то общественные институты, которые помогают им оформиться. Ведь мы знаем из истории открытий – многие из них делаются по нескольку раз, потому что первооткрывателя никто не оценил и не поддержал. Очень возможно, что супер-инновация в образовании уже есть, только никто о ней не знает.

1 comment:

  1. Вот бы теперь ещё кейс посмотреть... Можно ли один из проектов победителей, по Вашим критериям проанализировать? Или там всё не супер-иновации?

    ReplyDelete