Search This Blog

Dec 14, 2014

Риски в образовании

Одна уважаемая контора попросила меня написать на трех страницах ответы на несколько своих вопросов: Есть ли отставание в технологиях, которое грозит российскому образованию и что можно сделать? Надеюсь, они не будут возражать если я опубликую свои ответы, тем более что секретов-то никаких нет. Те, кто работают в образовании, наверняка не согласятся с моими оценками, но и узнают их, поскольку в нашей среде такие точки зрения обсуждаются. 

Состояние

Начальное и среднее образование в России нельзя назвать серьезно отстающим от среднего по ОЭСР, во всяком случае, по результатам международных исследований. Мы имеем отставание по инфраструктуре тестирования (недостаточно промежуточных тестов), в оценке труда педагогов, в способности собирать и анализировать данные. С высшим образованием данных недостаточно, но консенсус специалистов в том, что у нас очень велик слой очень слабых вузов, которые не дают почти никакого прироста в знаниях и умениях, но проедают огромные средства. Наши лучшие вузы тоже отстают от ведущих западных, но не настолько серьезно. Имеется достаточно сильный провал в среднем специальном образовании, особенно по сравнению со странами Северной Европы, Германией и азиатскими драконами.

Риски

1. Продолжать догонять. Самый большой риск состоит в том, что мы будем вкладывать средства и усилия в создание современной образовательной системы, тогда как США и Европа перейдут в другое качество образования. Мы не знаем, насколько быстро и в какой форме это произойдет. Но как минимум надо видеть тенденцию «разлива образования» за пределы институтов в пространстве и времени. Возникают новые образовательные экосистемы, в которых сохраняются и старые институты, но и добавляются новые игроки, прежде всего связанные с информационными технологиями. Риск увеличивается, если мы будем отставать в освоени новых образовательных технологий.

2. Денег будет меньше. Снижение эффективности инвестиций в образование является общемировым негативным трендом. Экстенсивное развитие образования выливается в массовизацию высшего образования «сверху» и расширение дошкольного образования «снизу». Если использовать традиционные модели образования, на это просто не хватит денег, учитывая, что стоимость растет быстрее инфляции. Для России этот риск особенно серьезен, в связи с очень ригидной формой государственного финансирования (бесплатные бюджетные мести или платные, и ничего посередине). В сочетании с бюджетным дефицитом, это приведет к острому финансовому кризису высшего образования в ближайшие годы.

3. Ракеты будут падать. Неспособность подготовить специалистов для высоко-технологических отраслей. Этот риск совершенно очевиден, и не связан с технологическим отставанием в узком смысле этого слова. Скорее, он связан с разрушением инфраструктуры среднего технического образования, кадровым голодом в среднем профессиональном образовании, и с недостатком инвестиций в эту сферу.

4. Богатые будут богаче, а бедные – беднее. Классовое расслоение в обществе может увеличиваться, а может и снижаться в обществе в результате образования. В России происходит первое, и это может постепенно привести к геттоизации, то есть созданию поселений с низкими доходами и очень плохими школами, часто в сочетании с национальными или расовыми признаками. Именно так произошло в США в 60-70 годы 20 века. Такую ситуацию будет крайне сложно переломить и исправить, особенно в сфере образования. Но она не является неизбежной и была предотвращена в ряде стран Европы. Этот риск не связан с технологическим отставанием, но с отставанием в социальной политике и городском планировании.

5. Каждый будет слушать свое радио. Риск связан с неспособностью образования снизить уровень внутри-гражданского конфликта. Российское общество переживает процесс увеличения внутренней сложности; растет политическое, религиозное, культурное многообразие, а в некоторых случаях и противостояния. Общее образование может стать площадкой, предотвращающей взаимную изоляцию различных политический и этнокультурных групп. А может «рассыпаться» вдоль культурно-политических границ и стать, наоборот, катализатором конфликта. Опыт других стран показывает, что систематическое приучение детей к диалогу, воспитание терпимости могут оказать благотворное влияние на поддержание гражданского мира в стране.

Возможности для России и меры по минимизации рисков

1. Прежде всего, технологии, связанные с возможными прорывными для образования способами использования компьютерных технологий. Здесь нельзя сделать различия между самостоятельным развитием и использованием уже готовых технологий. Я возражаю против самой постановки вопроса. Дело в том, что такие технологии, как, например, learning analytics, нельзя просто купить. Know-how по их разработке и использованию является неотъемлемой частью самой технологии. Использование и есть разработка.
  • a. Learning analytics
  • b. Инновационные экосистемы в образовании 
  • c. Large-scale test development
  • d. Интерактивный контент
2. Асимметричные ходы. У нас есть некоторые заделы, которые мы, как всегда, совершенно не умеем довести до ума, а тем более масштабировать и коммерциализировать. Я предлагаю создать небольшой инвестиционный фонд, который бы вкладывал в разработку пакетов образовательных услуг под строгим условием перевода на современный язык и с особым вниманием к механизмам масштабирования.
  • Практики из нескольких традиций российского воспитания совпадают по смыслу с теорией 21 Century Skills – то есть способность к креативному мышлению, к сотрудничеству, к коммуникации. 
  • Теория Решения Изобретательских Задач
  • Развивающее обучение Давыдова-Эльконина
  • Оргдеятельностные игры

Влияние западных санкций

Уже введенные против России санкции стран Запада пока никак не влияют на отставание Росси в образовании. Единственное, мы возможно наблюдаем некоторую осторожность среди приглашаемых к нам зарубежных специалистов.

Теоретически, возможны новые санкции, ограничивающие университетское сотрудничество, или же общественный бойкот России со стороны университетской общественности Запада. И то и другое считаю крайне маловероятным. Опыт Израиля также показывает крайнюю неэффективность бойкотов.

Пути минимизации ущерба от санкций с моей точки зрения лежат через устранение причин возникновения санкций. А именно, нам нужно прекратить поддержку сепаратистов на Украине и негласно урегулировать крымскую проблему за счет долгосрочных преференций Украине по поставкам газа.

Никаких выгод российском образованию от санкций я не вижу. Никакого «импортозамещения» в образовании нет и быть не может. По определению, образование тесно связано с открытостью общества. Образование – самая глобальная из всех индустрий, и любая самоизоляция вредна. Учиться у Запада и другого развитого мира нужно, если они друзья, и тем более, если они враги.

No comments:

Post a Comment