Search This Blog

Jul 9, 2015

Путин и паранойя

Seymour Hersh описывал, как после 11 сентября 2001 года Буш и Чейни потеряли доверие к ЦРУ, ФБР и НАБ, и не без оснований. Со стороны разведки это был эпохальный прокол. Президент стал требовать необработанные разведданные. В американской разведке есть специальный термин для этого феномена – stovepiping. До этого аналитик ЦРУ тщательно обрабатывали информацию, отметая непроверенные слухи и спекуляции, которыми забиты любые разведывательные данные, и оставляя только то, что на их взгляд заслуживало доверия, и главное помещали информацию в правильный контекст. Ни Буш, ни особенно Чейни не были мальчиками. Чейни уже побывал министром обороны, и вообщеслыл человеком чрезвычайно осторожным и опытным. Буш тоже, несмотря на простоватые манеры и косноязычие не был глуп. Но в этой новой ситуации у обоих буквально снесло крышу. Мир необработанных данных представляет собой фантасмагорию заговоров и легенд, потому что люди в мире болтают черт знает о чем, постоянно. Они дали небольшой кучке советников себя убедить в связи Ирака с 9/11, в том, что в Ираке есть оружие массового уничтожения. Причем ни разведка, ни Пентагон не поддерживали идею войны с Ираком. И тем не менее, она состоялась, с колоссальными жертвами, совершенно беспрецедентными расходами и почти исключительно негативными последствиями.

А урок такой – паранойя это обратная сторона опыта помноженного на искаженный поток информации. Это не только удел слабых и глупых, но скорее сильных и умных политиков, если они долго находятся у власти и перестают кому-либо верить. А если никому не верить, то начинаешь верить своему собственному особо проницательному чутью; видишь в потоке информации только то, что хочешь увидеть. Паранойя это всего лишь гипертрофия совершенно здорового скептицизма, или критическое мышление в пределе.

По-видимому, у нашего президента случилось что-то подобное. Я всегда его считал незаурядной личностью и талантливым политиком. И чутье действительно очень часто его не подводило. Но все равно, в конце концов, оно начинает подводить. И чем сильнее человек, тем хуже последствия. Например, недавнее заявление, повторенное дважды – не сгоряча: «Так называемые фонды иностранные по школам работают, сетевые организации просто „шарят“ по школам в Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле, как пылесосом высасывают просто, и все. Уже прямо со школы абитуриентов берут и на гранты „сажают“ и увозят». Это небольшой фрагмент целой картины мира, в которой враги везде, и они хотят нам навредить. И ведь я не сомневаюсь, что все эти бредни основаны на каких-то фактах или какой-то рассказанной случайной истории. Вроде как необработанные разведданные. У него ведь есть министр образования и даже советник по образованию, мог бы их спросить, и поверить ответу. Но видимо он их мнению больше не доверяет. А разубедить человека, который погружен в параноидальную теорию заговоров совершенно невозможно. Почему? - Потому что акт предъявления любого факта, противоречащего, теории воспринимается как часть самого заговора. То есть люди, которые приносят факты, противоречащие теории теряют доверие, а люди, которые подтверждают теорию, приобретают доверие. То есть самообман у человека облеченного властью имеет свойство усиливаться. Нас, простых смертных, жизнь тычет носом в наши ошибки. Всегда находится кто-то, кто может нам предъявить факты и кому мы будем доверять, что факты не подделаны. А у Путина таких людей нет.

Верховная власть, особенно почти неограниченная, разрушает способность человеку к здравому смыслу. И вашу бы разрушила, и мою. Именно поэтому есть традиция сменяемости политического руководства. Даже китайская компартия это поняла. Не из-за коррупции или там зазнайства. Нет, просто система формирования взглядов подвергается жесточайшему испытанию. От человека требуется принятие решений в условиях абсолютно противоречивых советов и избытке противоречивой информации. Мы не знаем, насколько далеко зашел этот процесс у нашего президента. Судя по некоторым совершенно странным замечаниям, возможно далеко. Я не верю, что это просто популизм или манипуляции с его стороны. Он действительно так думает, искренне думает, что Америка хочет развалить Россию. Это совершенно дикая идея, потому что никто в Америке, кроме совсем уж маргинальных идиотов, не хочет иметь дело с огромной разваливающейся страной с тысячами ядерных боеголовок. Это просто здравый смысл. Но параноидальное сознание чувствует, что в здравом смысле кроется обман – именно в силу очевидности здравого смысла. Правда не может быть простой и очевидной, понимаете?

Короче до выборов не так далеко, авось все обойдется. Но я надеюсь, мы изберем кого-то другого. Пусть будет слабее, без опыта, но и без паранойи. Она лечится только спокойной пенсией, отдыхом, рыбалкой.

No comments:

Post a Comment