Основная проблема
российского педагогического образования лежит за пределами самого педагогического
образования. Довольно незначительная часть выпускников педвузов и педфакультетов
идет работать в школу. В результате учительский корпус стареет и редеет.
Федеральный бюджет тратит cерьезные
средства в форме КЦП (контрольные цифры приема), а проблема остатся нерешенной.
Отсюда, отчасти и намерения МОНа реформировать педагогическое образование.
Проблема, в
сущности, экономическая – связанная с особенностями российского рынка труда и
системой финансирования высшего образования, унаследованная еще с советских
времен. Если человек получает высшее образование бесплатно, и если рынок труда
примет его вне зависимости от характера высшего образования, то рациональным выбором
будет поступление в местный вуз на любую специальность. Покольку педвузов много
и они есть почти везде, то естественно что многие молодые люди поступают в пед
без малейшего желания быть педагогами. Это побочный эффект бесплатного высшего.
Само по себе оно прекрасно, но побочные эфекты есть и у самого лучшего
лекарства. В советские времена проблема отчасти решалась через инстит
распределения. С невозможностью продолжения этого института проблема,
естественно, обострилась. Радикальное расширение сферы высшего образования тоже
обострило проблему. Надо добавить что трудоустройство не по профилю – проблема
общая и для многих других специальностей.
К сожалению, даже
если нам удастся улучшить качество педагогического образования, то это не решит
проблемы недостатка учителей. Скорее наоборот, если мы будем готовить учителей
лучше, то их будут еще более охотно брать на работу в других отраслях. А
недостаток учителей будет сводить на нет усилия по повышению качества наших
программ.
Я не предлагаю
возродить рапределение – у него не было бы сегодня никаких юридических
оснований. Тем н менее, хотелось бы обратить на нтересную (хотя к сожалению и
небольшую) американскую программу TEACH grant. Студентам, выбравшим орпределенные педагогические специальности, дают
грант на оплату обучения. Если же по окончании вуза выпускник не идет в школу,
то грант превращается в кредит – тоже довольно благоприятный, но деньги надо
возвращать. Вообще в проекте реформы высшего образоани есть проект перехожа на
подушевое финансирование. Но я бы пошел дальше: отменить бесплатное высшее,
давать щедрые кредиты самым достойным, но с определенными, та сказать,
веревочками привязанными к этим кредитам. Если человек не работает в
приоритетной отрасли, то кредит надо авплачивать. Если работает – то он
постепенно снижается до нуля.
Конечно,
одновременно надо повышать качество педагогического образования. Министерство
же думает о сокращении КЦП. Пед образование – как дырявая бочка, в которую надо
все время лить воду, чтобы хоть как-то ее заполнить. Это проблема, но она не
решается ни уменьшением объема вливаемой воды, ни улучшением качества этой воды.
Без пересмотра режима КЦП реформа останется малоэфективной.
No comments:
Post a Comment