Monday, October 19, 2015

Современная диссертация по образованию

Современная диссертация по образованию
Общие критерии. Без чего не может быть хорошей работы
  1. Осмысленная проблема
  2. Знание зарубежной и российской литературы по проблеме
  3. Современные методы
  4. Честные, аккуратные выводы
  5. Человеческий язык  и отсутствие глупостей

Структура диссертации
Примерная структура первой главы диссертации или обобщающего доклада, если диссертация - это совокупность статей. Разные диссертации требуют разных структур.

  1. Введение. Откуда взялась идея этого исследования? Иногда хорошо привести личные или биографические причины, по которым вам интересна данная тема. Расскажите короткую историю о себе и своем опыте.
  2. Проблема. В прикладных науках обычно есть два уровня проблемы - практическая - то есть кому реально сейчас плохо или неудобно? Раньше это называлось актуальностью. Приведите цифры и факты, показывающие масштаб или оструту практической проблемы.  И второй уровень - теоретический, это формулировка того, что мы не знаем, но что нужно узнать. И если узнаем, то это продвинет нас к решению практической проблемы. Например, усиление неравенства доступа к качественному образованию - это практическая проблема. А то что мы не знаем как на это влияют социальные сети, среди прочего - уже теоретическая проблема.
  3. Ключевые понятия, если необходимо их специально определять.
  4. Цель исследования.  Используйте активные глаголы:  Цель исследования... изменить представление, интерпретировать, описать, проанализировать, оценить степень связи, и т.п. Что вы хотите, собственно, сделать? Разрушить миф? Показать что, причиной А является B?
  5. Исследовательские вопросы. Возьмите цель, и подумайте, чтобы ее добиться, на какие вопросы следует ответить? Возьмите 2-4 ключевых вопроса.
  6. Гипотеза. Что вы ожидаете найти? Какие предположения проверяете? Не забывайте о принципе фальсификации. Если вашу гипотезу нельзя опровергнуть, то у вас нет гипотезы. Менее строгий тест - если все согласны с вашей гипотезой, то наверное у вас тоже ее нет. В некоторых качественных методах обходятся без гипотезы. Но тогда надо все равно описать эвристическую рамку - догадку о том, что же происходит.
  7. Концептуальная рамка. Это способ, который вы выбрали для размышлений о проблеме. Буквально -  те ключевые понятия и теории, которые вы выбрали в качестве инструментов своих размышлений. Будьте осторожны и не используйте архаичные и лженаучные  теории.
  8. Дизайн исследования. Краткое обоснование процесса - это какого типа исследование? Почему именно на такие вопросы можно ответить вашим способом? Что вы конкретно сделали, где и какие данные добыли, и главное, почему именно так? Как потом их анализировали. Хорошо бы добавить этапы - когда что было сделано.
  9. Допущения. Попробуйте сделать эксплицитным то, что вы принимаете на веру, и не собираетесь проверять. Это не очень просто сделать, но такой раздел добавляет вашему исследованию глубину.
  10. Ограничения. Очень хорошо сразу рассказать о том, что ваша работа не делает, что вы не изучаете, в чем однобокость вашего теоретического и методологического выбора. На какие популяции могут и не могут распространяться ваши выводы. Хотя об этом можно рассказать и в выводах, или сразу после выводов.


  • Вторая глава традиционно посвящена обзору литературы, хотя ее можно и включить в состав первой вступительной главы. Хороший обзор литературы не пересказывает кто что сказал, а рисует целостную картину исследовательского поля, рассказывает историю, дает оценку состоянию вопроса.  
  • Третья глава - часто включает в себя обоснование методологии, особенно если вы пробуете что-то новое в смысле методов. Здесь же содержится более подробное описание всех исследовательских процедур.
  • Четвертая глава содержит описание результатов исследования.
  • Пятая - анализ и обсуждение результатов, выводы.


Советы диссертантам

Пишите простым, ясным, не наукообразным языком. Никогда не пользуйтесь терминами, значения которых вы не до конца понимаете. Не ссылайтесь на источники, которые не имеют прямого отношения к вашей работе. Ничего не повторяйте. Расставьте вешки по тексту, чтоб было понятно откуда и куда мы идем. Сделайте 2-3 уровня подзаголовков. Никогда не переоценивайте знаний вашего читателя, но никогда не недооценивайте его интеллект.

4 comments:

  1. Согласна со всеми пунктами. Может быть еще одно - "Какие задачи не решены? Какие ошибки допустили? Каковы негативные, а не только позитивные результаты проведенного исследования?"

    ReplyDelete
  2. Нет, много непрофессионального....Обязательно нужно определить научный контекст - объект и предмет исследования и многое другое - здесь очень упрощено.....Что касается языка - это кто на что учился и кто на что способен. Все равно язык похож на человека.Из 27 защищенных диссертаций не было ни одной похожей по стилю. Диссертации похожи на людей....

    ReplyDelete
    Replies
    1. Объект и предмет ничего не добавляют к научной работе. Это чисто формальное умозрительное упражнение. В других языках этого различения не делают.

      Delete
    2. Мне кажется, что объект и предмет как-то упорядочивают мысль, направление исследования. Ну и для других людей (кто будет читать и воспринимать текст) будут заданы какие-то рамки.

      Delete