В английском есть такое образное выражение mission creep, которое я довольно коряво перевел как расползание миссии. Оно пришло из армейского жаргона, и описывает ситуацию, когда военная операция с ограниченными целями постепенно дополняется новыми и новыми задачами. Например, Сомалийская операция 1992 года началась как гуманитарная, но потом расширилась до поимки главы одной из банд, и постепенным втягиванием США в гражданскую войну в Сомали. Операция бесславно закончилась в 1995 выводом американских войск.
Этот термин применяется и широко за пределами военного дела, например при описании проблем университетского управления. Некоторые быстрорастущие университеты постепенно добавляют новые и новые проекты и функции, каждый из которых в отдельности выглядит как разумное и обоснованное расширение. Например, если есть проблема во взаимоотношении с городом, хорошо бы помочь городским школам, а заодно и привлечь лучших выпускников. И отлично было бы открыть свою школу при университете. И кстати, надо войти в мир МООКов, потому что это лучшая реклама университетскому брэнду. И если присоединить к себе соседний вуз, то добавятся площади и ресурсы.
Еще раз скажу, все эти расширения – логичные и необходимые. Но на каком-то этапе расползание миссии начинает играть негативную роль, распыляя управленческие усилия, и размазывая один и тот же состав менеджеров все более тонким слоем по все более широкому полю. Если же нанять еще менеджеров, координация множества офисов и проектов тоже становится проблематичной, и затратной. Иногда возникает опасность размывания бренда, то есть никто уже не помнит о чем все-таки этот университет.
Это достаточно известная в менеджменте проблема, и она может касаться любой динамичной организации, не только университетов. Один нюанс в том, что никто не знает, когда, естественное развитие поведет за собой расползание миссии, и когда организация проходит точку убывающей отдачи. Второй нюанс в том, что нет никакого универсального способа возврата к более узкой, сфокусированной миссии. Резать всегда больнее, чем приращивать. Но в этом помогают периоды финансовых кризисов, которые позволяют сделать то, что в обычные периоды сделать невозможно. Думаю, каждый университетский лидер держит в уме отделы и проекты, которые в случае чего можно закрыть, чтобы вернуть нормальную миссию, и пройти кризис без всеобщей деморализации. Я уже писал, что экономить лучше хирургическим путем.
Этот термин применяется и широко за пределами военного дела, например при описании проблем университетского управления. Некоторые быстрорастущие университеты постепенно добавляют новые и новые проекты и функции, каждый из которых в отдельности выглядит как разумное и обоснованное расширение. Например, если есть проблема во взаимоотношении с городом, хорошо бы помочь городским школам, а заодно и привлечь лучших выпускников. И отлично было бы открыть свою школу при университете. И кстати, надо войти в мир МООКов, потому что это лучшая реклама университетскому брэнду. И если присоединить к себе соседний вуз, то добавятся площади и ресурсы.
Еще раз скажу, все эти расширения – логичные и необходимые. Но на каком-то этапе расползание миссии начинает играть негативную роль, распыляя управленческие усилия, и размазывая один и тот же состав менеджеров все более тонким слоем по все более широкому полю. Если же нанять еще менеджеров, координация множества офисов и проектов тоже становится проблематичной, и затратной. Иногда возникает опасность размывания бренда, то есть никто уже не помнит о чем все-таки этот университет.
Это достаточно известная в менеджменте проблема, и она может касаться любой динамичной организации, не только университетов. Один нюанс в том, что никто не знает, когда, естественное развитие поведет за собой расползание миссии, и когда организация проходит точку убывающей отдачи. Второй нюанс в том, что нет никакого универсального способа возврата к более узкой, сфокусированной миссии. Резать всегда больнее, чем приращивать. Но в этом помогают периоды финансовых кризисов, которые позволяют сделать то, что в обычные периоды сделать невозможно. Думаю, каждый университетский лидер держит в уме отделы и проекты, которые в случае чего можно закрыть, чтобы вернуть нормальную миссию, и пройти кризис без всеобщей деморализации. Я уже писал, что экономить лучше хирургическим путем.
Любопытный термин, Александр Михайлович.
ReplyDeleteОдин из вариантов ответа - в балансе функций менеджеров и академиков. Когда первые в абсолютном приоритете, непонятно, какой становится миссия университета. Известная шутка с советских времен: администрация думает, как хорошо было бы в университете, если бы не студенты и преподаватели!